Культура против террора

Исследователи современных проблем общественно-политической ситуации в России и в мире в целом отмечают, что разрыв в воспитательном и образовательном процессе приводит к катастрофическим последствиям. Если отказаться от многолетних устоев воспитания (не только в семье, но и в обществе), то молодежь могут вовлечь в опасные группы и организации, сулящие «свободу» и все «блага».

Уже сегодня мы можем наблюдать последствия этих идей на примере современной Европы, где в молодежной среде становится нормой неподчинение родителям, неприятие советов старших и т. д. К счастью, в России эти идеи не прижились. Наши граждане понимают важность общечеловеческих ценностей. И молодые люди записываются добровольцами, чтобы, участвуя в СВО, противостоять неофашизму и нацизму. Но деструктивные силы стремятся выявить слабые места, пропагандируя экстремистские и террористические идеи, а также «свободный» образ жизни, в котором есть место наркотикам и пагубным привычкам. Все это направлено на развращение молодежи, на затуманивание сознания неокрепших умов. Именно поэтому подростки находятся в группе риска. Однако в нашей республике есть ценнейший пласт, сложившийся веками из исторического наследия предков. Это в первую очередь культурный код дагестанца. О том, как в одном из старейших училищ Дагестана проводится работа по профилактике экстремизма и терроризма, мы попросили рассказать замдиректора по воспитательной работе Дагестанского художественного училища им. Джемала Гульнару Шамсудинову.

 С начала 90-х годов прошлого века после отказа от советской идеологии Россия оказалась словно в вакууме в плане воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся вакуум стал заполняться идеологиями экстремизма, национализма и др. Как вы прокомментируете тот период?

– Да, в 1990-е годы произошли события, преобразовавшие сознание людей, сложилось ложное, я бы даже сказала, запутанное представление о патриотизме. Главной причиной этому стал распад Советского Союза, идеи которого выстраивались много лет. И как следствие – размывание основных смысловых понятий патриотического воспитания. Отличительной чертой того периода явилось разрушение системы воспитания, принижение педагогического статуса. Молодежь перестала понимать значимость себя в жизни своей Родины. Постепенная «героизация» преступности захлестнула Интернет. Мы срочно занялись разработкой программы, которая могла бы противостоять негативу. Ведь экстремизм, терроризм, наркомания в первую очередь разрушают личность, затем общество и, как следствие, страну. В училище ввели обязательное проведение уроков по программе «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», разработанной на основе новых методов теории сложности («кибернетической эпистемологии»), применяемых в исследованиях специалистами НОЦ сложных социальных систем РУДН.

Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у учащихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной связке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях. Сейчас нужны новые идеи, которые могли бы сплотить все слои российского общества, а для этого необходимо вести постоянную образовательную и воспитательную работу в обществе и особенно среди молодежи. Во-первых, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии терроризма, а также возрастания террористических угроз именно молодежь оказывается в группе риска. Следовательно, задача по профилактике и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Во-вторых, уровень знаний обучающихся по основным проблемам, связанным с таким сложным социально-политическим феноменом, каким является терроризм, в настоящее время однозначно недостаточен. В-третьих, молодежь, как правило, проявляет весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии.

 Понятно, что воспитанный и образованный человек не приемлет идей экстремизма. Как ведется работа по профилактике экстремизма и терроризма?

– В целях непринятия идеологии экстремизма и терроризма в Дагестанском художественном училище проводится множество мероприятий:

классные часы ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом; по пропаганде народных традиций и обычаев, укреплению единства и добрососедских отношений между народами Дагестана;

встречи с участниками СВО, приуроченные ко Дню памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; с работниками отдела просвещения Муфтията РД, с целью изучения отношения неприятия терроризма и экстремизма в исламе; с работниками, исполнявшими служебный долг в Советских войсках в Республике Афганистан; с сотрудниками правоохранительных органов с целью расширения понимания студентами проблем, связанных с экстремизмом; с работниками Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции. Все эти внеурочные мероприятия очень благотворно влияют на мышление учащихся. За весь период существования училища не было ни одного случая, когда наши учащиеся или выпускники были связаны с этими пагубными идеями.

– Какие тематические или творческие мероприятия инициированы училищем?

– Наряду с другими творческими мероприятиями, ежегодно проводятся выставки по тематике неприятия идеологии экстремизма и терроризма: республиканский конкурс-выставка «Дети против войны»; республиканский конкурс-выставка «Zа культуру мира, ПРОТИВ экстремизма»; в скором времени пройдет конкурсная выставка рисунков «Территория Zа искусство», куда мы привлекаем учащихся Детских художественных школ и Школ искусств.

– Сами учащиеся проявляют интерес к подобным темам?

– Студентам более близко и интересно красочно выражать свое отношение к миру. Но, понимая необходимость противостояния деструктивным силам, они выражают свое отношение через творческие работы. У нас есть выставка работ учащихся на эти темы: «Терроризм как он есть»; «Терроризм – зло»; «Помним. Скорбим…»; «Молодежь против террора»; «Мы против террора!». Также проводится немало мероприятий, на которых учащиеся демонстрируют свое негативное отношение к терроризму.

– Насколько сохранение национальной идентичности, этнической самобытности и родного языка способствует неприятию радикализма и экстремизма?

– Это очень важный момент, на который мы стараемся обращать внимание учащихся. Через привитие любви к прошлому наших народов можно добиться хороших результатов в воспитании чувства патриотизма. У нас проводятся мастер-классы по рисунку, живописи, художественной обработке дерева, росписи ткани, ковроткачеству, кайтагской вышивке и художественной обработке металла в образовательных и творческих учебных заведениях, в музеях. Студенты отделения «Художественная обработка металла» принимают участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», цель которого – развитие в РФ системы конкурсов профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ОВЗ. Студенты этого же отделения принимают участие в Международном чемпионате рабочих специальностей WORLD SKILLS RUSSIA для укрепления, развития и популяризации традиционных народных промыслов Республики Дагестан.

Одним из направлений воспитательной работы является реализация индивидуального подхода к студентам. Студенты на начальном этапе учебы сталкиваются с большими проблемами: интеллектуальные перегрузки, неправильно организованный учебный процесс, неумение выстраивать отношения в новом коллективе. С целью решения этой проблемы в училище реализуется программа адаптации первокурсников в новых для них условиях. Она предусматривает разработку соответствующих рекомендаций для классных руководителей, преподавателей, родителей и студентов, способствующих наиболее благоприятной адаптации.

Магомедрасул ОМАРОВ