Сегодня вопрос укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия является одним из важнейших направлений государственной национальной политики. Мы должны знать и помнить свои исторические корни, духовное наследие. При этом этнокультурное многообразие народов должно стать нашим конкурентным преимуществом. Как неоднократно подчеркивает Президент Российской Федерации В.В.Путин, одной из приоритетных задач государства является консолидация общества на основе традиционных ценностей и патриотизма. Мы должны помнить свои исторические корни, духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение.
В целях сохранения благоприятного климата межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, труппой Азербайджанского государственного драматического театра проводятся концертные программы, спектакли, круглые столы антитеррористической направленности, с приглашением представителей разных национальностей и религий.
Надо отметить, что мы — не только люди разных национальностей, вероисповедания, воспитания и культурных традиций. В первую очередь, мы — граждане одной страны. Любой человек, живущий в нашей республике, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, чувствовать себя гражданином России, полноправным представителем российской нации.
К сожалению, противники сильной и централизованной России упорно стремятся создать этнокультурный разрыв между народами нашей страны, разрушить единство и целостность государства.
Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это та основа, благодаря которой можно уверенно развиваться, сохраняя свою самобытность, становиться конкурентоспособными. Мы должны знать лучшие черты сложившегося за века особого менталитета жителей нашей многонационального Дагестана — трудолюбие и скромность, особую искренность и открытость, уважение к соседу любой национальности.
История народа сохраняется, прежде всего, в его культуре. Язык, праздники, традиции и обычаи, песни и танцы — вот что делает нас уникальными. У нас всегда считалось, что театр — это больше, чем искусство, времяпрепровождение. Он является важной составляющей культурной жизни общества. Театр в Дагестане — не развлечения, там рассматриваются глубокие вопросы и люди получают на них ответы.
Тельман Гаджалиев- руководитель литературно драматургической части ГБУ «Азербайджанский государственный драматический театр», эксперт Общественной Палаты РД
Исследователи современных проблем общественно-политической ситуации в России и в мире в целом отмечают, что разрыв в воспитательном и образовательном процессе приводит к катастрофическим последствиям. Если отказаться от многолетних устоев воспитания (не только в семье, но и в обществе), то молодежь могут вовлечь в опасные группы и организации, сулящие «свободу» и все «блага».
Уже сегодня мы можем наблюдать последствия этих идей на примере современной Европы, где в молодежной среде становится нормой неподчинение родителям, неприятие советов старших и т. д. К счастью, в России эти идеи не прижились. Наши граждане понимают важность общечеловеческих ценностей. И молодые люди записываются добровольцами, чтобы, участвуя в СВО, противостоять неофашизму и нацизму. Но деструктивные силы стремятся выявить слабые места, пропагандируя экстремистские и террористические идеи, а также «свободный» образ жизни, в котором есть место наркотикам и пагубным привычкам. Все это направлено на развращение молодежи, на затуманивание сознания неокрепших умов. Именно поэтому подростки находятся в группе риска. Однако в нашей республике есть ценнейший пласт, сложившийся веками из исторического наследия предков. Это в первую очередь культурный код дагестанца. О том, как в одном из старейших училищ Дагестана проводится работа по профилактике экстремизма и терроризма, мы попросили рассказать замдиректора по воспитательной работе Дагестанского художественного училища им. Джемала Гульнару Шамсудинову.
– С начала 90-х годов прошлого века после отказа от советской идеологии Россия оказалась словно в вакууме в плане воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся вакуум стал заполняться идеологиями экстремизма, национализма и др. Как вы прокомментируете тот период?
– Да, в 1990-е годы произошли события, преобразовавшие сознание людей, сложилось ложное, я бы даже сказала, запутанное представление о патриотизме. Главной причиной этому стал распад Советского Союза, идеи которого выстраивались много лет. И как следствие – размывание основных смысловых понятий патриотического воспитания. Отличительной чертой того периода явилось разрушение системы воспитания, принижение педагогического статуса. Молодежь перестала понимать значимость себя в жизни своей Родины. Постепенная «героизация» преступности захлестнула Интернет. Мы срочно занялись разработкой программы, которая могла бы противостоять негативу. Ведь экстремизм, терроризм, наркомания в первую очередь разрушают личность, затем общество и, как следствие, страну. В училище ввели обязательное проведение уроков по программе «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», разработанной на основе новых методов теории сложности («кибернетической эпистемологии»), применяемых в исследованиях специалистами НОЦ сложных социальных систем РУДН.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у учащихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной связке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях. Сейчас нужны новые идеи, которые могли бы сплотить все слои российского общества, а для этого необходимо вести постоянную образовательную и воспитательную работу в обществе и особенно среди молодежи. Во-первых, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии терроризма, а также возрастания террористических угроз именно молодежь оказывается в группе риска. Следовательно, задача по профилактике и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Во-вторых, уровень знаний обучающихся по основным проблемам, связанным с таким сложным социально-политическим феноменом, каким является терроризм, в настоящее время однозначно недостаточен. В-третьих, молодежь, как правило, проявляет весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии.
– Понятно, что воспитанный и образованный человек не приемлет идей экстремизма. Как ведется работа по профилактике экстремизма и терроризма?
– В целях непринятия идеологии экстремизма и терроризма в Дагестанском художественном училище проводится множество мероприятий:
классные часы ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом; по пропаганде народных традиций и обычаев, укреплению единства и добрососедских отношений между народами Дагестана;
встречи с участниками СВО, приуроченные ко Дню памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; с работниками отдела просвещения Муфтията РД, с целью изучения отношения неприятия терроризма и экстремизма в исламе; с работниками, исполнявшими служебный долг в Советских войсках в Республике Афганистан; с сотрудниками правоохранительных органов с целью расширения понимания студентами проблем, связанных с экстремизмом; с работниками Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции. Все эти внеурочные мероприятия очень благотворно влияют на мышление учащихся. За весь период существования училища не было ни одного случая, когда наши учащиеся или выпускники были связаны с этими пагубными идеями.
– Какие тематические или творческие мероприятия инициированы училищем?
– Наряду с другими творческими мероприятиями, ежегодно проводятся выставки по тематике неприятия идеологии экстремизма и терроризма: республиканский конкурс-выставка «Дети против войны»; республиканский конкурс-выставка «Zа культуру мира, ПРОТИВ экстремизма»; в скором времени пройдет конкурсная выставка рисунков «Территория Zа искусство», куда мы привлекаем учащихся Детских художественных школ и Школ искусств.
– Сами учащиеся проявляют интерес к подобным темам?
– Студентам более близко и интересно красочно выражать свое отношение к миру. Но, понимая необходимость противостояния деструктивным силам, они выражают свое отношение через творческие работы. У нас есть выставка работ учащихся на эти темы: «Терроризм как он есть»; «Терроризм – зло»; «Помним. Скорбим…»; «Молодежь против террора»; «Мы против террора!». Также проводится немало мероприятий, на которых учащиеся демонстрируют свое негативное отношение к терроризму.
– Насколько сохранение национальной идентичности, этнической самобытности и родного языка способствует неприятию радикализма и экстремизма?
– Это очень важный момент, на который мы стараемся обращать внимание учащихся. Через привитие любви к прошлому наших народов можно добиться хороших результатов в воспитании чувства патриотизма. У нас проводятся мастер-классы по рисунку, живописи, художественной обработке дерева, росписи ткани, ковроткачеству, кайтагской вышивке и художественной обработке металла в образовательных и творческих учебных заведениях, в музеях. Студенты отделения «Художественная обработка металла» принимают участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», цель которого – развитие в РФ системы конкурсов профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ОВЗ. Студенты этого же отделения принимают участие в Международном чемпионате рабочих специальностей WORLD SKILLS RUSSIA для укрепления, развития и популяризации традиционных народных промыслов Республики Дагестан.
Одним из направлений воспитательной работы является реализация индивидуального подхода к студентам. Студенты на начальном этапе учебы сталкиваются с большими проблемами: интеллектуальные перегрузки, неправильно организованный учебный процесс, неумение выстраивать отношения в новом коллективе. С целью решения этой проблемы в училище реализуется программа адаптации первокурсников в новых для них условиях. Она предусматривает разработку соответствующих рекомендаций для классных руководителей, преподавателей, родителей и студентов, способствующих наиболее благоприятной адаптации.
18 ноября 2023 года, школьники в рамках проекта «Культура — детям Дагестана» посмотрели постановку Азербайджанского драматического театра «Ёжик и счастье», автор А.Е.Сутеева, режиссер-постановщик спектакля Заслуженный деятель искусств РД Ягут Хандадашева, художник-постановщик Заслуженный работник культуры РД Наида Алиметова, музыкальное оформление Заслуженный артист РД Севда Бейбалаева. До начала спектакля режиссер-постановщик спектакля Заслуженный деятель искусств РД Ягут Хандадашева поприветствовала юных зрителей, рассказал им о проекте «Культура — детям Дагестана».Далее зрителям показали спектакль.
Главная идея сказки в том, что счастье – это доброта, дружба, взаимопомощь и когда все дома. Захватывающий сюжет сказки, красочные костюмы, хорошая игра, выразительные эмоции артистов, сопровождение прекрасной музыкой доставили большое удовольствие юным зрителям. На протяжении всего спектакля внимание детей было приковано к сцене. По окончании спектакля дети поделились впечатлениями от увиденного. Каждый говорил о понравившемся персонаже, фотографировались на память. Напомним, «Культура — детям Дагестана» — это социально-значимый обновленный культурно-просветительский проект, направленный на приобщение учащихся сельских школ к формам и жанрам профессионального искусства. Он осуществляется в рамках приоритетного проекта Республики Дагестан «Человеческий капитал». Дети со всех уголков Дагестана имеют возможность посмотреть экспозиции в музеях, спектакли в театрах, прослушать лекции Даггосфилармонии, посетить образовательные экскурсии в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова. Свою работу в рамках проекта «Культура — детям Дагестана» театр продолжит в ближайшее время.
16 ноября 2023 года, творческий коллектив Азербайджанского государственного драматического театра в рамках проекта «Мастера сцены – жителям Дагестана» посетил с гастролями село Хараг Табасаранского района.
В ходе мероприятия зрителям была представлена театрализованная концертная программа, в которой прозвучали известные эстрадные и популярные народные композиции. В программе приняли участие заслуженные артисты РД, мастера вокала и игры на музыкальных инструментах, в том числе народных.
«Проект “Мастера сцены – жителям Дагестана” позволяет реализовать главную цель театра – приобщить и полюбить традиции и культуру своего народа через призму театрального искусства», – сказал на встрече со зрителями заместитель директора Азербайджанского театра Ядулла Гашимов.
Гастроли по районам республики будут продолжены до конца года.
10 ноября, в Дербенте прошел вечер памяти посвященный 95-летию со дня рождения поэта Адиля Аббаса. Мероприятие было подготовлено централизованной библиотечной системой Дербента. Вечер модерировала директор ЦБС г.Дербент Диана Алиева. Своими воспоминаниями о встречах и общении с поэтом поделились Председатель Союза Азербайджанских Писателей Дагестана Тагир Салех, директор Азербайджанского государственного драматического театра Фирдоуси Аскеров, Член Союза Писателей Дагестана Фахреддин Гарибсес, Председатель Национально-Культурной Автономии Азербайджанцев г.Дербента Тельман Гаджалиев, член общественной палаты города Алисардар Алекберов, татский поэт Пётр Мишиев. Поэтесса, актриса Азербайджанского государственного драматического театра Зейнаб Дербендли исполнила песни на азербайджанском языке. Учителя родных языков школы №4 г.Дербента Дилара Сеидова и Салима Исаева прочитали стихи Адиля Аббаса.
На вечере также присутствовал сын поэта Джанполад Абасов. Он выступил с ответным словом и поблагодарил всех присутствующих и организаторов за оказанное внимание.
Абасов Адиль Хосров оглы-родился в 1928 году в г.Дербенте. Поэт, писатель, скульптор, почётный член Международного Союза Литераторов » Гюлистан». Автор книг «Мой Дербент», «Завещание», а также остались не изданные рукописи. Писать начал со школьной скамьи. Учился в школе №4 г.Дербента имени Мазахира Рзаева. Отец и старший брат Адиля Аббаса участники Великой Отечественной Войны. Адиль Аббас некоторые стихи посвятил своей супруге Зарине ханым, близким родственникам, друзьям.
Ведущий образ его стихотворений — родной Дербент. О нем он писал почти в каждом своём стихотворении. Где бы он ни находился, кто бы ни был рядом, ничто не могло стереть этот милый и родной образ из его памяти. Поэт жил воспоминаниями. Только в них Адиль Аббас мог увидеть то, что было ему дорого: родной дом, родную природу, близких людей. Только в них он был счастлив.
10 ноября 2023 года, в Азербайджанском государственном драматическом театре прошла техническая сдача спектакля «Доходное место», автор Александр Островский, режиссёр- постановщик Смирнов Вячеслав Таласпаевич Лауреат Премии Правительства Республики Алтай в области театрального искусства, перевод Член Союза журналистов России Тельман Гаджалиев, художник-постановщик Заслуженный художник РД Демир Исаков, музыкальное сопровождение Заслуженная артистка РД Севда Бейбалаева. Комедия «Доходное место» сатирически изображает жизнь чиновников, в которой взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступает от своих идеалов. Все же в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Что же выходит – добро побеждает? Нет! Коррумпированный мир в пьесе таков, что зрителям ясно: Жадову еще долго ждать перемен в обществе… На сдаче присутствовали руководство и артисты театра, члены худсовета.Спектакль получил много положительных отзывов, и с учетом ряда замечаний, предложений был принят единогласно. Впереди экзамен самый сложный — перед зрителями. Поздравляем творческую группу спектакля со сдачей!
4 ноября 2023 года, Азербайджанский государственный драматический театр совместно с Лезгинским и Табасаранским театрами присоединился к ежегодной Всероссийской акции «Ночь искусств». Она была приурочена ко Дню народного единства. Гости и жители древнего Дербента смогли посмотреть тематическую музыкальную программу с участием артистов театра, в которую вошли стихи о единстве, дружбе, любви к Родине, песни дагестанских классиков, мугамы. Публика с овациями приняла народные песни в живом исполнении ведущих вокалистов театра под сопровождением народных инструментов. Также на вечере со стихами известных дагестанских поэтов выступили представители азербайджанской интеллигенции.
Я сам коренной житель Дербента. Родился и вырос в этом прекрасном городе. Всё детство я жил, учился в кругу разных национальностей и народностей. Я, учась в школе, даже не знал, кто какой нации, потому, что были очень дружные, мирные и братские отношения между всеми. А то, что происходит сегодня, я считаю, что в этом нет вины евреев или другой нации.
Я надеюсь и хочу, чтобы люди, которые там воюют, сели за стол переговоров и пришли к мировому соглашению. Культура никогда не различала никаких границ, наций и народностей.